Стадии цикла разработки ПО

    1. Анализ требований

    Жизненный цикл разработки ПО начинается со стадии анализа, во время которого участники процесса обсуждают требования, предъявляемые к конечному продукту. Цель этой стадии – определение детальных требований к системе. Кроме этого, необходимо убедиться в том, что все участники правильно поняли поставленные задачи и то, как именно каждое требование будет реализовано на практике.

    Зачастую, в обсуждении участвуют также и специалисты по тестированию, которые уже на стадии разработки требований могут вносить собственные пожелания и, при необходимости, корректировать процесс.

    В зависимости от выбранной модели разработки, могут отличаться подходы к определению момента перехода с одной стадии на другую. К примеру, в каскадной или V-модели стадия анализа требований закрепляется в документе – спецификации требований к программному обеспечению (Software Requirement Specification, SRS), оформление которого должно быть закончено до перехода на следующую стадию.

    Таким образом, этот этап предполагает сбор требований к разрабатываемому программному обеспечению, их систематизацию, документирование, анализ, а также выявление и разрешение противоречий.

    2. Проектирование

    На стадии проектирования (называемой также стадией дизайна и архитектуры) программисты и системные архитекторы, руководствуясь требованиями, разрабатывают высокоуровневый дизайн системы.

    Разнообразные технические вопросы, возникающие в процессе проектирования, обсуждаются со всеми заинтересованными сторонами, включая заказчика. Определяются технологии, которые будут использоваться в проекте, загрузка команды, ограничения, временные рамки и бюджет. В соответствии с уточненными требованиями выбираются наиболее подходящие проектные решения.

    Утвержденный дизайн системы определяет перечень разрабатываемых программных компонентов, взаимодействие с третьими сторонами, функциональные характеристики программы, используемые базы данных и многое другое. Дизайн, как правило, закрепляется отдельным документом – дизайн-спецификацией (Design Specification Document, DSD).

    На этом этапе для упрощения визуализации процесса проектирования используются так называемые нотации – схематическое выражение характеристик разрабатывемой системы. Основные используемые нотации:

    – Блок-схемы;

    – ER-диаграммы;

    – UML-диаграммы;

    – Макеты – например, нарисованный в фотошопе прототип сайта.

    3. Разработка и программирование

    После того как требования и дизайн продукта утверждены, происходит переход к следующей стадии жизненного цикла – непосредственно разработке. Здесь начинается написание программистами кода программы в соответствии с ранее определенными требованиями.

    Системные администраторы настраивают программное окружение, front-end программисты разрабатывают пользовательский интерфейс программы и логику ее взаимодействия с сервером.

    Кроме того, программисты пишут Unit-тесты для проверки правильности работы кода каждого компонента системы, проводят ревью написанного кода, создают билды и разворачивают готовое ПО в программной среде. Этот цикл повторяется до тех пор, пока все требования не будут реализованы.

    Программирование предполагает четыре основных стадии:

    1) Разработка алгоритмов – фактически, создание логики работы программы;

    2) Написание исходного кода;

    3) Компиляция – преобразование в машинный код;

    4) Тестирование и отладка – речь, главным образом, о юнит-тестировании.

    4. Документация

    Этот этап выделяют достаточно условно, поскольку, как мы видели, те или иные документы создаются на всех стадиях жизненного цикла программы. Тем не менее, помимо проектной документации и сопровождающих разработку записей, существуют также и другие текстовые документы, описывающие, например, функции программы и способы ее использования.

    Всего существует четыре уровня документации:

    Архитектурная (проектная) – например, дизайн-спецификация. Это документы, описывающие модели, методологии, инструменты и средства разработки, выбранные для данного проекта.

    Техническая – вся сопровождающая разработку документация. Сюда входят различные документы, поясняющие работу системы на уровне отдельных модулей. Как правило, пишется в виде комментариев к исходному коду, которые впоследствии структурируются в виде HTML-документов.

    Пользовательская – включает справочные и поясняющие материалы, необходимые конечному пользователю для работы с системой. Это, к примеру, Readme и Userguide, раздел справки по программе.

    Маркетинговая – включает рекламные материалы, сопровождающие выпуск продукта. Ее цель – в красочной форме представить функциональность и конкурентные преимущества продукта.

    5. Тестирование

    Основные этапы тестирования мы уже рассматривали ранее, в разделе Фундаментальный процесс тестирования

    Тестировщики занимаются поиском дефектов в программном обеспечении и сравнивают описанное в требованиях поведение системы с реальным.

    В фазе тестирования обнаруживаются пропущенные при разработке баги. При обнаружении дефекта, тестировщик составляет отчет об ошибке, который передается разработчикам. Последние его исправляют, после чего тестирование повторяется – но на этот раз для того, чтобы убедиться, что проблема была исправлена, и само исправление не стало причиной появления новых дефектов в продукте.

    Тестирование повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты критерии его окончания.

    Виды, методы и техники тестирования мы подробно рассмотрим дальше в этом пособии.

    6. Внедрение и сопровождение

    Когда программа протестирована и в ней больше не осталось серьезных дефектов, приходит время релиза и передачи ее конечным пользователям.

    После выпуска новой версии программы в работу включается отдел технической поддержки. Его сотрудники обеспечивают обратную связь с пользователями, их консультирование и поддержку.

    В случае обнаружения пользователями тех или иных пост-релизных багов, информация о них передается в виде отчетов об ошибках команде разработки, которая, в зависимости от серьезности проблемы, либо немедленно выпускает исправление (т.н. hot-fix), либо откладывает его до следующей версии программы.

    Кроме того, команда технической поддержки помогает собирать и систематизировать различные метрики – показатели работы программы в реальных условиях.

    Заключение

    Все стадии жизненного цикла ПО, представленные выше, применяются в любой модели разработки, но их продолжительность и порядок следования могут отличаться.

    В следующих разделах мы детально рассмотрим основные модели и практики, которые используются современными IT-компаниями в процессе разработки программного обеспечения.

    Поиск